Концепция воспитательной работы
Сегодня Кыргызстану нужны свободные, смело мыслящие граждане, талантливые организаторы, любящие свою Родину и направляющие свою энергию на её процветание. Такие люди сами по себе не появляются. Их должна воспитывать система, организованная и поддерживаемая всем кыргызским обществом: государством, общественными объединениями и, конечно же, институтом семьи. Наши мотивы прозрачны – мы хотим быть частью такой системы и активно продолжаем над ней работать.
Нашу гимназию мы рассматриваем как воспитательную систему, целью которой, является воспитание нравственно-ориентированной, здоровой, интеллектуально-развитой, творческой, социально адаптированной личности, способной к самоопределению и саморазвитию.
Цели задают систему и определяют её характер. Она реализуется в дидактической (уроки, факультативы, проектная деятельность, НОУ, предметные недели, предметные кружки) и воспитательной (воспитательная система, система дополнительного образования, психолого-педагогическая служба, система школьного самоуправления, институт кураторства, традиции гимназии) подсистемах.
Системообразующие виды деятельности: познавательная и творческая.
Основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого, меняется методика работы с детьми, которая теперь ориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в воспитании.
Стержнем воспитательного процесса является «Концепция воспитательной работы гимназии». Она выстроена с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми и, самое важное, эффективным, а так же позволяет успешно решать поставленные задачи.
Направления воспитательной работы
Направление «Институт кураторства»
Цель:
- Координация научно-методической и организационной работы кураторов классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.
Задачи:
- Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки кураторов по вопросам психологии и педагогики, воспитательной работы.
- Обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
- Вооружение кураторов современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
- Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.
- Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта кураторов.
- Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов.
Направление «Семья и школа»
Цель:
- Формирование системы партнёрских отношений между семьёй и школой, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного и личностно-ориентированного подходов.
Задачи:
- Проведение социально-педагогической и психологической диагностики личности, семьи, социума.
- Налаживание реальной связи между школой и семьёй.
- Повышение профессиональной компетенции педагогического состава гимназии
Направление «Гармония души»
Цель:
- Выявление природных задатков и дарований человека и формирование на их основе способностей к творческому преобразованию мира по законам красоты, установление гармонии между всеми сторонами личности: умом, чувствами, волей.
Задачи:
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Расширение кругозора учащихся.
- Связь эстетического воспитания с нравственным и патриотическим
Направление «Новое поколение»
Цель:
- Развитие у школьников гражданственности, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к активному проявлению в различных сферах жизни общества, воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.
Задачи:
- Утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
- Воспитание уважения к историческому прошлому Кыргызстана на основе заповедей Манаса.
- Развитие у школьников чувства верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга.
Направление «Здоровая нация»
Цель:
- Формирование навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья учащихся.
Задачи:
- Формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни.
- Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
- Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
- Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
- Формирование экологической культуры у детей.
Направление «Познай себя»
Цель:
- Формирование человека способного воспитывать и развивать самого себя.
Задачи:
- Направлять процесс самовоспитания и саморазвития учащихся.
- Помочь учащимся осознать и принять цели и содержание гимназического образования.
- Повышение уровня воспитанности.
- Воспитание чувства собственного достоинства, как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Направление «Профилактика правонарушений»
Цель:
- Формирование законопослушного поведения учащихся, расширение правового кругозора путем проведения мероприятий профилактического, воспитательного и нравственного содержания, вовлечение их в кружковую работу, усиление контроля над несовершеннолетними, склонных к совершению правонарушений.
Задачи:
- Создание форм активной социально-педагогической помощи для конкретного ребенка.
- Формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций в процессе социально-педагогической или коррекционной работы.
- Вовлечение подростка в социально-полезную деятельность, формирование разносторонних увлечений.
- Воспитание активной жизненной позиции, привитие качеств гражданина, семьянина и положительной самооценки.
- Укрепление физического и психического здоровья ребенка.
- Формирование основ правовой культуры.
- Формирование у учащихся устойчивых установок на неприятие вредных веществ, а так же формирование установок толерантного сознания среди учащихся школы.
Все направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании при одновременной массовости воспитательных мероприятий и стимулировать творческие способности учащихся во всех аспектах воспитательной работы. Мероприятия, проводимые в течение учебного года, позволяют привлечь к различным видам деятельности большое количество детей, что способствует развитию творческих способностей практически каждого ученика.
ТРАДИЦИИ
Большое значение мы придаем сохранению, поиску, созданию и отработке традиций и ритуалов школы: трудовых, спортивных, праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года. В школе сформирован календарь традиционных творческих дел, основанных на принципах, идеях, взглядах воспитательной системы образовательного учреждения.
Традиции — это то, чем сильна любая школа и наша, в том числе. Это то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать своё участие в определённом деле. Такая прогнозируемость и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, т. к. каждый год все ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний. Проводимые из года в год традиционные мероприятия, наполняются новым содержанием и новыми идеями:
- День знаний
- Месячник по профилактике дорожно-транспортного травматизма
- Сбор лидеров ДЮО «Новое поколение»
- День пожилых людей
- Посвящение в гимназисты
- Акция «Милосердие» (помощь Чуйскому дому сирот)
- Акция «Подари радость ближнему» (посещение вспомогательной школы № 34 ко Дню инвалидов)
- Осенние развлечения
- Смотр Советов классов
- Новогодние праздники
- Фестиваль «Ярмарка профессий»
- Праздник ко Дню защитника Отечества с вручением приписных свидетельств
- Фестиваль дружбы народов «Радуга»
- Политинформации
- Школа лидеров
- Декада Воинской Славы
- Праздник «Последний звонок»
- Выпускные праздники в 4, 9, 11 классах
- Переводные линейки
С каждым годом уровень проведения этих мероприятий становится выше, увеличивается количество участников. Дети ждут эти мероприятия, готовятся заранее, проявляя инициативу и творчество. Подготовка такого рода КТД способствует сплочению не только классных коллективов, но и всего коллектива гимназии в целом.